Анотація
Во введении идёт речь о том, что многие «факторы риска» имеют поведенческую основу, включающую обучение и воспитание. Это актуализирует проблему совершенствования физического воспитания в учреждениях образования по дифференциации в соответствии с потребностями и возможностями занимающихся, условий, средств и методов, ориентированных на укрепление и сохранение здоровья. При этом развитие системы общего среднего и высшего образования в Республике Беларусь осуществляется в соответствии со стратегией социально-экономических преобразований в стране и направлено на ее дальнейшее совершенствование. Физическая культура человека рассматривается нами как совокупность элементов: физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, физической подготовленности, потребностно-мотивационной и ценностной сферы занимающихся, физкультурного мышления и др. Именно через физическую подготовленность, на наш взгляд, физическая культура связана с физическим состоянием человека. В статье представлена авторская концепция личностно ориентированного физического воспитания школьников и студентов, рассматриваются эффективные направления формирования их физической культуры, раскрываются компоненты авторской модели физической культуры личности, а также критерии и показатели уровня сформированности физической культуры школьников и студентов. Полученные результаты могут быть целенаправленно использованы: в качестве основы для проектирования различных авторских программ, направленных на повышение оздоровительного потенциала занимающихся; в образовательном процессе учащихся учреждений образования; на факультетах переподготовки и повышения квалификации учителей физической культуры и здоровья; в педагогической деятельности специалистов.
Посилання
Черепов, Е.А. Семантика здоровьеформирующего образовательного пространства современной общеобразовательной школы / Е.А. Черепов // Вестник Томского государственного университета. – 2015. – №400. – С. 293–299.
Осипенко, Е.В. Мониторинг физического состояния школьников и студентов: учебн. пособие с грифом РФ / Е.В. Осипенко, В.С. Макеева, В.Н. Пушкина. – Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – М.: РадиоСофт, 2016. – 320 с.
Виленский, М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М.Я. Виленский, Г.М. Соловьёв // Теория и практика физической культуры. – 2001. – №3. – С. 2–7.
Курысь, В.Н. Образование детей дошкольного возраста в области физической культуры. Теоретический аспект: монография / В.Н. Курысь, Л.Н. Сляднева, Г.В. Шиянова. – Ставрополь: Ставрополье, 2006. – 224 с.
Осипенко, Е.В. Диагностика, формирование и коррекция потребностно-мотивационной и ценностной сферы физической культуры школьников / В.Н. Старченко, Е.В. Осипенко // Мир спорта: ежеквартальный научно-теоретический журнал. – Мн., 2013. – №3. – С. 50–54.